Выбрать страницу

Каждый год 7 июля по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает специальным богослужением день рождения Иоанна Крестителя. В народе же этот день назвывается днем Ивана Купалы. К великой радости язычников-родноверов и прочих любителей фольклора и народных традиций. Совершенно идентичное мнение, пусть и с ноткой предостережения, можно услышать и с церковных амвонов – не гоже нам мол в языческих игрищах участвовать, все в храм!

 

Между тем, для человека внимательного хотя и церковного даже само название праздника уже сродни археологическому открытию: подумать только **Иван Купала** (он же известен англичанам как Джон Баптист) – дословный калькированный перевод греческого баптизо – погружать или купать, как купают младенчиков.

Как прислушаешься, так и слышишь робкий голос первых миссионеров, перелагающих для славян греческо-евангельскую премудрость. И уж точно языческий праздник или языческое божество не могло бы носить еврейское имя Иван.

Однако, может быть этот праздник «был украден», как любят повторять ревнители древностей. В точности, вероятно, никто не скажет, однако, кража ведь может работать и в другую сторону от христиан к язычникам, да и суеверия зарождаются внутри христианства достаточно часто и без посторонней помощи.

![](/content/images/2018/07/lydia18.jpg)

Почему же этот украденный праздник приходится вдруг именно на **7 число**? Для любителя древностей этот вопрос отнюдь не праздный: это сейчас мы можем посмотреть дату в календаре, а вот наши предки такой возможности не имели, особенно те из них, кто жил вдали от крупных городов, куда зимой или в перепутицу не особо-то и доедешь.

Солнце, луна да природные явления – вот и весь календарь доступный древнему жителю Руси (да и нам, если отключить нас от современных гаджетов). Удобными в этом смысле были дни равноденствия или напротив самый короткий или самый длинный день. **Собственно самейн, колядки, календы или иранский новруз привязаны именно к этим датам.**

![](/content/images/2018/07/200952-Sepik.jpg)

Можно, конечно, и по луне время считать – лунный месяц всегда одинаков, но лунный год весьма условно совпадает с солнечным из-за чего лунные месяцы «плавают». Чтобы скорректировать календарь римским жрецам приходилось периодически добавлять лишний месяц, а христиане до сих пор спорят, когда-же оно было 14 нисана.

Докалендарные события же читаются весьма условно и доставляют головную боль ученым историкам. Собственно язычникам календарь был и не особо нужен – природа сама подскажет, да и какой смысл в календарной весне, если снег еще не сошел. А вот христианам как раз понадобилось знать время празднования пасхи, да еще чтобы сразу для всех христианских народов – очень в свое время непростая задача.

Для этой цели они не только разработали пасхалию, но и усовершенствовали календарь перейдя от юлианского календаря к григорианскому. Даже наш привычный новый год -1 января- в России христианское изобретение: его ввел своим указом Петр I в честь Рождества Христова, а церковь сохранила для нас вполне языческий новый год – 1 сентября.

![](/content/images/2018/07/142051.jpeg)

Что же касается содержания праздника, то оно с очевидностью христианское. Сами подумайте, люди в праздничных белых одеждах, с венками из цветов, со свечами идут на реку. Зачем?

В России, кстати, зачаcтую холодно еще в это время, да и суеверные люди часто не без причины боялись воды – водяной утащит или русалки защекочут. Единственный разумный ответ – они туда креститься идут. Да вот так прямо все вместе: времена-то самые первые еще, а все остальное вполне **обычное для христиан праздничное одеяние и венцы спасения**.

Кстати, ко крещальным обычаям относятся еще два термина – живая и мертвая вода. По известной аналогии и из любви к символам, живой для христиан считалась проточная вода (именно в ней надо было крестить), а мертвой – стоячая. Ну, а костры, чтобы согреться и ради праздника, как и прочие развлечения.

![](/content/images/2018/07/maxresdefault—1-.jpg)

К прискорбию язычников, у них совсем не осталось славянских письменных или даже устных источников. Даже в былинах одного русского богатыря зовут еврейским именем Илья, у другого греческое отчество Никитич, а Алеша вообще попович и пытаются они все вместе одолеть не просто идолище, а идолище поганое – в переводе на современный русский языческое язычество.

![](/content/images/2018/07/Svecha.jpg)
Печально, как некогда бесстрашная Церковь, вопреки суевериям не гнушавшаяся строить храмы на месте капищ, нынче боится в принципе своего же праздника. Появляются ведь потихоньку крещальные литургии, только приурочены они как правило к Рождеству или Пасхе. Время не очень удобное, да и церковный праздник обилием богослужения затмевает личный. А почему бы не сделать запоминающимся праздником Ивана Купалу с общинными крещениями, нарядными одеждами и гуляниями?

![](/content/images/2018/07/04-misticheskaya-nochi-na-Ivana-Kupala-v-Pirogovo.jpg)