Выбрать страницу

Каждый, кто видел православного епископа, наверняка заметил, что на груди он носит вместо креста иконописное изображение Богородицы или сейчас уже иногда и других святых.

Зачем же православному христианину нужно носить на себе икону? Язычник дал бы однозначный и понятный ответ: икона — это защитный амулет и отгоняет злые силы.

![](/content/images/2017/04/african-face-mask-with-colorful-beads-B87455.jpg)

Однако, христианин, по-крайне мере в древности, уж точно не стал бы использовать какие-либо изображения в качестве амулетов. При этом он вполне мог носить языческое имя — например, Димитрий т.е. посвященный Диметре — или иметь при себе тот же языческий Анх как *символ креста*, но не как **образ**.

![](/content/images/2017/04/1288390803.jpg)

Символ — всего лишь знак, а образ уже религиозно-значимый объект.

Наши православные предки, жившие по историческим меркам совсем недавно в дониконовскую эпоху, четко понимали и осознавали это разницу. Если к вам вдруг попадет нательный крестик тех времен, то вы сразу уразумете это отличие.

Выглядеть он может примерно так…

![](/content/images/2017/04/4_6.jpg)

или даже вот так …

![](/content/images/2017/04/482d8c543f9dfdf213011291e503a266.jpg)

но никогда вот так …

![](/content/images/2017/04/3050016623.jpg)

Несмотря на то, что эти изображения примерно одного размера, православный христианин прекрасно различал: один из них символ его веры — нательный крест и его можно носить **под одеждой**, а другой — пусть и маленькое, но Распятие — т.е. образ спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа, **перед которым** должно молиться.

«Амулетизация» наперсных крестов позднее привела к тому, что на них стали изображать Божию Матерь, ангелов или святых…

![](/content/images/2017/04/1125x1125_2_natelnyy_krest_raspyatie_c_101_214k.jpg)

… что безусловно является столь же нелепым примером «народной теологии» как и подсчитывание гвоздей на Распятии и причем столь же неблагоговейным.

Так что же, скажет читатель, панагия тоже познейшее изобретение?

Как ни страннно — нет. Креста или крестов священнослужители действтельно не носили — их административно ввела императрица Екатерина и закрепил указом император Павел, а вот Панагия была… Только была она не иконой, а дарохранительницей — специальным ковчежцем для Святых даров. Вот относительно древнее изображение с Богородицей…

![](/content/images/2017/04/big_1c709ec8c037e9132801dcc49abb5d6689efe8f7de07e492efb78575ddba2a8e.JPG)

А вот более современнный аналог …

![](/content/images/2017/04/W2522_500_503-1000×1000.jpg)

Епископ ведь по сути был простым приходским священником и часто преподавал Тело Христово больным или заключенным.

Название же «Панагия» т.е. «Всесвятая» есть титулование Перечистой Девы. Как она сама «содержала» в себе Христа, так и ее образ нес в себе Святые дары.

Панагией, кстати, называют еще и специальную просфору, которую монахи с особыми молитвами разделяют и вкушают после обычной трапезы. Вероятно, это тоже очень и очень отдаленная алюзия Святых Даров и Таинства Евхаристии, которая, согласно ап. Павлу, совершалась после дружеского христианского ужина. Кстати, и поныне эта религиозная церемония проводится в специальных трапезных храмах.

![](/content/images/2017/04/kom_6064.jpg)

P.S. Изучаем русский язык. Слово «наперсный» обозначает «нагрудный» и просходит от слова «перси» — грудь. А слово «наперстный» обозначает «находящися на пальце», т.к. «перст» — это палец.

`Это наперсный крест …`

![](/content/images/2017/04/1280×720-j4k.jpg)

`… а это наперстный.`

![](/content/images/2017/04/IMG_0666.jpg)