Выбрать страницу

`Может ли человек — не христианин быть нравственным? Это очень интересный и важный вопрос. Для того, чтобы на него ответить, нужно сначала понять, что такое нравственность. `

![](/content/images/2016/12/Moral-derecho.jpg)

Обычно под этим словом понимают некий набор качеств и весь вопрос в том внешние они, эти качества, т. е полученные от других, или внутренние — присущие природе человека.

Если говорить, о внешних качествах, то нравственность имеет еще и другое название — мораль . Само слово происходит от латинского «mores» — обычай.

Однако обычаи у разных народов и сообществ могут быть совершенно разные.

`Так, например, можно приносить детей в жертву Молоху и быть человеком не только глубоко религиозным но и высокоморальным: общество такое поведение считало не только допустимым, но и весьма почетным.`

Ну, это уж откровенные «сатанисты» — скажет кто-то. Отнюдь. Этих детей приносили в жертву примерно за тем же, зачем сейчас делают аборты или наоборот становятся суррогатными матерями. Считалось, что принесенный в жертву ребенок даст лучшую жизнь тому, кто родится потом и к тому же за это полагалось вознаграждение.

> Родить потом, когда будут деньги или заработать на материнстве — разве сейчас все по другому?

![](/content/images/2016/12/11471313_l1.jpg)

Современный человек в этом смысле безусловно нравственный, ведь он вырос пока еще в контексте христианской культуры.

`Однако, изменяясь вместе с обществом, он через какое-то время возможно уже не будет иметь в себе евангельских качеств.
`

Но, возможно нравственность — это все же не совсем то же, что и мораль, а скорее совокупность неких внутренних качеств, присущих человеческой природе. Тот самый нравственный закон Канта, о котором так любят говорить в популярных изданиях.

Существует ли он на самом деле этот нравственный императив? На этот вопрос — зол человек по природе или добр — каждый философ отвечает по-разному.

С одной стороны, есть множество исследований по поводу подростковой и даже детской жестокости, но, с другой даже и внешне порочный человек иногда вдруг способен на добрые дела.

![](/content/images/2016/12/481-jangan-diam-ketika-anak-memukuli-mama-karena-kesal.jpg)

Это противостояние доброго и злого начала в душе подростка замечательно описано в романе Уильяма Голдинга — английского писателя, лауреата нобелевской премии « Повелитель мух».

Христианское учение дает нам в этом смысле полноту картины: человек по природе добр и являет собой образ Божий — говорит оно — но образ этот поражен грехом иногда до скотского и даже рабского состояния.

У этого спора есть и еще одна грань.

`В наших катехизических пособиях и огласительной литературе часто можно прочесть, что добрые дела (нравственные поступки) могут совершать в истинном смысле этого слова только христиане или же они — эти поступки — являются таковыми только, если совершить их ради Христа. Звучит как провокация!`

> «Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает»

дополняет эту идею преподобный Серафим.

Ага! В этой жизни значит толку нет, а добрые дела нужно делать ради выгоды хоть и духовной, прочим же ваш «бог» даже и за добрые дела благодати не дает — с удовольствием подденет нас атеист.

Однако, как ни странно, батюшка Серафим рассуждает здесь вполне в смысле классических философов или, если хотите, в духе ап. Павла. Если душа бессмертна, то что мы можем взять с собой в иную жизнь, кроме самой души. Все что мы имеем — даже интеллект — в этой жизни лишь отчасти, и только качества, укорененные в самой душе — omnia mea mecum porto — наследуют с нами жизнь вечную.

![](/content/images/2016/12/inga_nielsen_cg_47187-1280×800.jpg)

`Иное добрые дела, а иное добродетели — четко различает святоотеческое богословие. Добродетель здесь — это черта характера. `

Обычный человек может сделать доброе дело, а может и не сделать, а необычный — альтруист, христианин — просто не может поступить иначе. Похожее явление мы иногда можем наблюдать у людей талантливых, увлеченных каким-либо ремеслом — вот не может человек без музыки или изобретательства и готов пожертвовать для этого всем остальным.

Эту аналогию можно принять с одним лишь различием: науке или искусству человек учится сам или от других людей, а вот добродетелям как «непадательному состоянию», постоянному качеству человеческой души — как мы видим из истории Христианства — может научить только Сам Бог.

> Иногда Он делает это таинственным образом и человек хоть и некрещеный, а по сути христианин.

Не в по религиозному признаку христианин, а в первоначальном смысле этого слова, когда обычные и правоверные в общем-то иудеи стали говорить про себя — я — Христос!

Во многих европейских языках эта идея сохранилась до сих пор и между именем Христа и его учеников (христиан) нет совершенно никакой разницы.

![](/content/images/2016/12/fullsize.jpg)

Любой ли христианин нравственен? Если он не похож на камень, обязательно! Иначе, какая нам вообще польза быть нравственным в данный момент и перед данными людьми, ведь те, кого мы осуждаем — наши антиподы, злодеи — тоже вполне нравственны: они также делают добро любящим их и, как могут, помогают своим друзьям и родственникам (Мф. 7:10).

[(C) Источник](https://www.academia.edu/30526958/%D0%9A%D0%BE_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%83_%D0%B2_%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D1%85_%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8)