Выбрать страницу

«Монах и бес» — фильм с таким названием вышел на широкий экран в сентябре этого года и сразу же после премьерных показов стал предметом оживлённых дискуссий.
![](http://f.otzyv.ru/f/11/06/81769/10764/0410121402300.jpg)
Фильм заинтересовал и верующих, и неверующих; одним понравился, у других вызвал многочисленные нарекания. Некоторые из ревнителей православия даже успели обвинить авторов в ереси.
![](http://rassenia.info/index.php?q=http%3A%2F%2Fru-an.info%2FPhoto%2FNews%2Fn4620%2F1.jpg)

Вероятно, мало кто станет спорить, что кинофильм этот, безусловно, талантливый и интересный. Кроме превосходной игры актёров, можно отметить богатую метафорами и аллюзиями речь киногероев.

> Скажем так, фильм «разговорный», а не основанный на спецэффектах или роскошных декорациях.

Авторы позиционируют свой фильм как фольклорный, как фильм-притчу. По нашему скромному мнению, «Монах и бес» — это даже не одна притча, а собрание четырёх притч-новелл.

![](http://www.kinokritik.com/i/film/photos/KINOKRITIK_COM_Monah_i_bjes_9215ee58a946f963d070df1f06b00386_26.jpg)

Фильм начинается со сцены явления в некий дореволюционный монастырь монаха-странника Ивана Семёнова сына. Поселившись в монастыре, Иван сразу же становится центром притяжения событий. Кроме многочисленных странностей и чудес, которые сопровождают подвижника, в глаза сразу же бросается его необычное поведение.

![](https://st.kp.yandex.net/im/kadr/2/7/0/kinopoisk.ru-Monakh-i-bes-2702697.jpg)

Иван «рубит правду-матку», отвечает не в бровь, а в глаз, и даже дерзит настоятелю. Вскоре выясняется, что новый подвижник то ли бесноватый, то ли знается с нечистым.

![](http://www.kinomania.ru/images/frames/712992.jpg)

Особенно удачно и поразительно в этой первой сцене-новелле (апокрифическом житии) то, что актёр не стал надевать на себя личину «классического» одержимого — воющего и пускающего слюни — а показал нам такого бесноватого, какого мы зачастую можем увидеть, просто посмотрев на себя в зеркало.

![](http://blog.stoleto.ru/wp-content/uploads/2016/10/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85-%D0%B8-%D0%B1%D0%B5%D1%81.jpg)

В итоге вышел совершенно обычный, но чрезвычайно жуткий образ — даже оторопь берёт!

![](http://image.tmdb.org/t/p/original/p9fnUkdpgIj9fQWAmUzbPpjtvyV.jpg)

Вторая притча выдержана в духе Салтыкова-Щедрина: в монастырь вдруг приезжает не кто иной, а сам государь-император.
В объектив кинооператора сразу же «попадает» и правительство, и дураки, и дороги, и даже чудесная рыба-монструс — видимо, выросший премудрый Пескарь.

![](http://cultinfo.ru/upload/iblock/6a1/kinopoisk.ru-Monakh-i-bes-2702713.jpg)

Часть третья — это уже житийно-сказочное паломничество подвижника на Святую землю: как водится, на бесовских закорках для пущей скорости. Святые места, евангельские прообразы, молитвенные озарения — впрочем, намеченные лишь штрихами, исполненные в технике кино-лубка.

![](https://about-planet.ru/images/asia/goroda/ierusalim/dostoprimechatelnosti_yerusalima.jpg)

Заключается киноэпопея блаженной кончиной подвижника и сценой обращения нечистого, чьё имя — на минуточку! — Легион.

Такой неожиданный поворот сюжета и сопровождающая его актёрская игра создают атмосферу, весьма напоминающую романы Достоевского, — мрачноватый, но благостный драматизм, хоть и отчасти нелогичный и бесцельный.
![](https://st.kp.yandex.net/im/kadr/2/7/0/kinopoisk.ru-Monakh-i-bes-2702715.jpg)

События фильма, если взглянуть с расстояния, есть ретроспектива русской литературы, или даже русская идея, изложенная, как и водится, крайне эмоционально и сумбурно.

Православие как часть этой культуры показано глубоко и пронзительно, причём как внешнее, так и внутреннее. Всё это и заставляет зрителей спорить: один видит то, что хотелось бы спрятать от чужих глаз, другой — напротив, то, что следует показать.
![](http://www.runivers.org/upload/iblock/161/20120116_ill.jpg)
В любом случае мы рекомендуем фильм к просмотру. Он предназначен для аудитории 18+.

[(C)Источник](https://www.academia.edu/30259339/%D0%A0%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85_%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D1%81_._%D0%94%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BD_4_37_2016_%D0%A1._54-55.pdf)